Некоторые методы и алгоритмы определения ориентации при помощи инерциальных и спутниковых навигационных систем
10 марта 2010 года
Козлов А.В.
(Предзащита диссертации на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. Диссертационная работа выполнена под руководством д.ф.-м.н. профессора Н.А. Парусникова и к.ф.-м.н. Н.Б. Вавиловой. Рецензент - д.ф.-м.н. профессор Ю.В. Болотин.)
Определение ориентации в пространстве для подвижных и неподвижных объектов, таких как речные, морские и воздушные суда, автомобили, другие подвижные объекты, строительные конструкции, большие механизмы (краны, пусковые комплексы и т.п.) уже много лет является актуальной технической задачей. Наиболее востребованной и практически значимой является, как правило, оценка ориентации объектов относительно поверхности Земли (отклонение от плоскости горизонта, от географической вертикали, от заданного курса и пр.), а также ориентации двух объектов друг относительно друга (например, при начальной выставке какого-либо маневренного объекта перед его пуском с несущего его самолета, ориентации воздушного судна относительно палубы корабля при взлете и посадке и т.д.) Требования к точности определения углов ориентации в различных системах отличаются на порядки - от десятка градусов (к примеру, для солнечных батарей) до первых десятков угловых секунд (в гравиметрии).
В диссертационной работе решены две задачи определения ориентации, возникающие в современных навигационных комплексах:
- Разработаны алгоритмы определения взаимной ориентации двух БИНС, расположенных на одном носителе. Учтены различные варианты информационного обмена между ними, включая наличие запаздывания.
- Подобраны легко реализуемые классы движений носителя вокруг центра масс, обеспечивающие высокую обусловленность задачи оценки. Работоспособность алгоритмов продемонстрирована путем полунатурного моделирования.
- Построен алгоритм определения ориентации объекта по фазовым спутниковым измерениям от нескольких разнесенных антенн. В алгоритме учтены нелинейные соотношения, задаваемые геометрическим расположением антенн друг относительно друга, наличие целочисленной фазовой неопределенности в измерениях, а также их кореллированность и неравноточность. Оценка строится в виде последовательных приближений, первое из которых основано на новом подходе в использовании метода наименьших квадратов, учитывающем структурные особенности задачи.
- Введены конструктивные интегральные характеристики влияния движения навигационных спутников на соотношение между ошибкой оценки и уровнем шумов в измерениях, аналогичные уже существующим в спутниковой навигации "факторам ухудшения точности".
- Разработанный алгоритм реализован в программном обеспечении. Результаты обработки серий реальных и модельных измерений подтвердили работоспособность алгоритма. Исследована зависимость качества оценки от исходных параметров задачи.
По теме диссертации сделан ряд докладов на конференциях и семинарах, имеются публикации в научных изданиях.