Воспоминания о Викторе Васильевиче Тихомирове – основателе отечественной авиационной радиолокации
25 февраля 2015 года
Тихомиров Владимир Викторович
Из предисловия к книге о Викторе Васильевиче Тихомирове (полное название «Портрет на фоне эпохи. Генеральный конструктор Виктор Васильевич Тихомиров»)
«Как правило, ведущие фирмы мира во многом обязаны таланту своих основателей, заложивших тот фундамент, на котором в дальнейшем развивалось предприятие. Так всемирно известные Компании «Локхид», «Мартин», «Нортроп», «Груман» (после слияния «Локхид Мартин» и «Нортроп Груман») обязаны выдающимся американским конструкторам. Так же как и отечественные бренды «Су», «МиГ», «Ту», «Як» невозможно представить без П.О. Сухого, А.И. Микояна, А.Н. Туполева и А.С. Яковлева. На формирование отечественной школы в области разработки авиационных и наземных мобильных радиолокационных комплексов большое влияние оказала личность Виктора Васильевича Тихомирова.
В.В. Тихомиров основал наш институт (первоначальное название --- филиан НИИ-17 Минавиапрома СССР), когда ему исполнилось 42 года. К этому времени он уже был трижды лауреатом Сталинской премии, членом-корреспондентом Академии наук СССР. За его плечами был большой опыт работы в качестве главного конструктора радиолокационных систем. Под его руководством была разработана и запущена в серию первая отечественная бортовая РЛС «Гнейс-2», созданная в тяжелейших условиях эвакуации, в невероятно сжатые сроки. Принятая на вооружение в 1943 году в составе бомбардировщиков Пе-2 и Пе-3, БРЛС «Гнейс-2» получила первое боевое крещение уже в Сталинградской битве.
При описании разработок под руководством В.В. Тихомирова и разработок его последователей, как правило, употребляется слово «впервые». Так, впервые в мировой практике были совмещены обзорные и прицельные антенны в бортовой РЛС «Ураган», ставшей прототипом БРЛС серии «Сапфир» для истребителей МиГ-21 и МиГ-23. При разработке зенитного ракетного комплекса «Куб» впервые удалось совместить обзорную РЛС и РЛС наведения ракет с полуактивной головкой на одном мобильном гусеничном шасси. Впервые в мире на истребителе МиГ-31 была установлена фазированная антенная решетка (ФАР) с электронным управлением луча. Этот перечень можно продолжить множеством примеров.
Генеральный директор ОАО «НИИП»
Ю. Белый»